Корецкая Инна Витальевна

Михайловский Борис Васильевич

Коллекция И.В. Корецкой и Б.В. Михайловского

В начале 2004 года в музей личных коллекций поступило собрание русской живописи и графики начала XX века, завещанное Инной Витальевной Корецкой (1921 -2004), филологом, много лет проработавшей в Институте мировой литературы Академии наук ССС, специалистом по истории русской журналистики начала XX века  и творчеству поэтов-символистов. Начало коллекции было положено в конце 1940-х годов мужем Инны Витальевны – Борисом Васильевичем Михайловским (1899 - 1965), известным литературоведом и искусствоведом, профессором МГУ, знатоком литературного процесса периода символизма.

Это небольшое по объему, но значительное по качеству собрание – своего рода миниатюрный музей, который дает целостное представление об искусстве серебряного века. Состав его свидетельствует не только об отменном вкусе его владельцев, но и о научности примененного ими подхода в процессе формирования коллекции.

В собрании представлены произведения художников «Мира искусства» - А. Бенуа, М. Добужинского, Н. Рериха, А. Головина, К. Богаевского, Н. Ульянова, мастеров «Голубой розы», связанных с символистским направлениям в русской живописи, - П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, М., Сарьяна, а также К. Юона и А. Кравченко.

 Просты и реалистичны по духу акварельные пейзажи А. Бенуа Берег моря в Бретани и Часовня в Бретани, написанные летом 1906 года в период его жизни в приморском местечке Примель, которое он называл «божественным». К периоду путешествия по Италии в 1911 году относится работа М. Добужинского Уголок Неаполя, о котором художник позже вспоминал, сравнивая этот южный итальянский город с Испанией. Итальянские впечатления нашли отражение в натурном этюде гуашью Н.Ульянова Мост ангелов в Риме (1913) и рисунках тушью и сангиной А.Кравченко Пинии Рима и Над Тибром (оба - 1911).

Художники символистского толка представлены в собрании более последовательно. «Скорбный, утонченный Богаевский»  -художник, выросший на «печальной земле» Киммерии, рисует «рай, который существовал до сотворения человека». Его картины Ночь.Судак (1908) и  Жертвенники очень точно соответствуют эпитетам, приведенным М.Волошиным.

Как и Богаевский, представителем «архаической линии» в русской живописи был Н.Рерих. В двух эскизах декораций к балету «Весна священная» на Музыку и. Стравинского (постановка 1913 года для «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже) и к спектаклю «Принцесса Мален» (1912 года) по пьесе М. Метерлинка Рерих показал свое ощущение древности и средневековья. Русская архаика предстает в обобщенных формах декораций с упругим и четким внутренним ритмом. Эскиз декораций к «Принцессе Мален», изображающий каменистый спуск в подземелье старинного замка, является уникальным обращением художника к творчеству бельгийского драматурга – теоретика символизма.

Среди станковых работ для театра – большой эскиз декорации, исполненный А.Головиным для постановки в 1925 году в Академическом театре драмы трагедии Софокла «Царь Эдип».  Он воссоздал древнегреческий пейзаж с белым дворцом, высеченным в черных скалах, с ведущей к нему лестницей и курящимся жертвенником. Другая работа Головина – лирический пейзаж Петровско-Разумовское. Осень (1909) носит также оттенок театральности за счет чисто декоративных приемов построения композиции с помощью орнаментальных форм и насыщенности цвета.

Подлинными жемчужинами коллекции являются Портрет актрисы О. Глебовой-Судейкиной в роли Путаницы, написанный С. Судейкиным в 1910 году, а также бухарские и самаркандские пейзажи П. Кузнецова Акация в песках Бухары (Дерево пустыни) 1909 года и Утро в степи (Дождь) 1912 года.

Актрису Ольгу Глебову-Судейкину художник изображает в костюме ее героини, «души старинного водевиля». Образ построен на сочетании откровенной театральной «мишурности» отороченного горностаем плаща, которым окутана фигура, с нежной женственностью лица и внутренней одухотворенностью. Это одновременно и изображение театрального персонажа и реального человека, по воспоминаниям современников, предстающего существом пленительным, волшебным.

Пейзажи Кузнецова относятся к периоду высших достижений живописца, концу 1900-х –

1910-м годам. Все построено по законам чистой декоративности, но полно великолепной свободы и высокой поэзии и гармонии, где уравновешено величие природы и обыденная жизнь человека.

Завершающая часть коллекции – графические портреты художников и поэтов. Портрет В.Брюсова был создан Н. Сапуновым, возможно, в 1908 -1909 годах. Листы с набросками портрета и эскизы композиций находятся в Третьяковской галереи. Данный рисунок, вероятно, окончательный вариант авторских поисков.

Исполненный Н. Ульяновым  в 1920 году карандашный Портрет Вяч.Иванова, творчество которого являлось предметом научных исследований владельцев коллекции, оказался чрезвычайно характерным благодаря выразительной позе и взгляду.

Ю.Анненков выполнил тушью в 1921 году Портрет Ал. Бенуа, который был использован им для иллюстрирования собственных мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий», изданных в Нью-Йорке в 1966 году. Воспроизведение этого рисунка в книге Анненкова предваряет его эссе о Бенуа, в котором приведен анализ творчества художника и его роль как выдающегося деятеля искусства. Оригинальный рисунок из цикла портретов Анненкова является абсолютной редкостью для частного собрания.

Сайты Музея