Последние новости и события | Изменения экспозиции | Вернисажи | Мероприятия | Клуб коллекционеров и наследников ГМИИ им. А.С. Пушкина | Архив новостей

Дар Н.С. Романович

06.03.2019

Отдел личных коллекций

В начале 2019 года собрание Отдела личных коллекций пополнилось еще одним ценным даром - Наталья Сергеевна Романович передала музею двадцать семь живописных работ ее отца, художника С.М. Романовича. Сергей Михайлович Романович (1894 - 1968) - живописец, скульптор, теоретик искусства и писатель с уникальной судьбой. Творчество художника вплело в себя несколько направлений в русском искусстве начала ХХ века — от русского футуризма до символизма и абстрактного экспрессионизма. Учился в МУЖВЗ у К. Коровина и А.Архипова. В ранний период творчества работал в классической манере, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Подружившись с М.Ларионовым, был членом художественного объединения «Лучисты и будущники», участвуя в их выставках. В этот период манера письма Романовича претерпела сильные изменения - художник пытается работать в кубистическо-лучистской манере. Ларионова и Романовича роднили, по словам его дочери, " любовь к живописи и тончайшее чувство колорита, чувство художественности". Однако, он быстро понял, что лучизм - не его путь. В 1914 г. был призван на фронт, после войны преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в воронежском и московском отделениях Вхутемаса. Романович был одним из активных членов объединения «Маковец», а затем и «Общества московских художников» (ОМХ). В 1930-е годы работал в командировках на Русском Севере, Средней Азии, Азербайджане. В ходе этих поездок преобразился колорит картин Романовича.

Работы, переданные в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина дочерью С.М. Романовича Натальей Сергеевной Романович, охватывают широкий временной диапазон – с 1920-х по 1960-е годы. В этот период особое место в творчестве художника занимали произведения на религиозную тематику. Картины евангельского цикла – «Оплакивание», «Снятие с креста», «Изгнание торгующих из храма», «Христос и спящие ученики», «Христос перед Пилатом» проникнуты философско-созерцательным настроением. Глубоким трагизмом отличается картина «Возложение тернового венца» (1960-е).В коллекции представлены и произведения антично-мифологического цикла – «Вакханалии», «Дионис на леопарде и вакханки с факелами», «Прикованный Прометей», «Александр и Диоген». Большой интерес представляет «Автопортрет в безрукавке» (нач. 1950-х). Одной из граней наследия С.М. Романовича являются авторские интерпретации картин старых мастеров – Рафаэля, Тинторетто, Ватто, Делакруа. Дополняют собрание пейзажи разных лет: «Пейзаж в Ильинском» (1930-е) и «Море и скалы» (1940-1950-е), «Воспоминания детства» (1960-е).    Произведения С.М. Романовича ранее не были представлены в собрании Отдела личных коллекций. Наследие С.М. Романовича отражает одну из граней общей картины художественных явлений, возникших в поставангардный период в отечественном искусстве 1920-х-1960-х годов, и станет значительным пополнением фонда русского искусства XX века.

Сайты Музея